Измерение выходной мощности усилителя RX9d
При совместной работе сабвуферов и сателлитов («топов») бывает достаточно трудно обеспечить правильную стыковку между ними. Из доступных инструментов обычно есть только переключатель полярности выходного сигнала. При этом, переключая полярность, невозможно понять, в каком же положении переключателя полярности низкие частоты суммируется,а в каком — вычитается. Это происходит потому, что проблема не в полярности сигнала, а во временных или, другими словами, фазовых нестыковках между системами.
Для временного согласования акустических систем в сабвуферах PARK AUDIO предусмотрен дополнительный инструмент – это задержка сигнала.
С его помощью можно задержать сигнал на время, эквивалентное одному или двум метрам (устанавливается движковым переключателем), что дает большую гибкость во взаимном размещении сабвуфера и сателлита.
Рассмотрим конкретный пример совместной работы сабвуфера и сателлита.
Сабвуфер расположен перед сателлитом на расстоянии 1 м
На снятой АЧХ (кривые 1 и 2) видно, что в области совместной работы сабвуфера и сателлита появляется провал. На слух это воспринимается как недостаток мидбасой части спектра и вялая атака сигнала. При этом переключение полярности сигнала сабвуфера кардинально не решает проблему. АЧХ меняется, но все равно она остается далеко не идеальной. В то же время введение задержки сигнала сабвуфера на время, эквивалентное расстоянию между сабвуфером и сателлитом (в данном примере 1 м), принципиально меняет картину (кривая 3).
Переключатель задержки ALIGNMENT позволяет устанавливать задержку сигнала в зависимости от относительного расстояния между сабвуфером и сателлитом («топом»):
-
0 M (0 метров) – для сателлита, установленного сверху на сабвуфере;
-
1 M (1 метр) – для сателлита, стоящей на отдельной стойке рядом с сабвуфером;
-
2 M (2 метра) – для сателлита, стоящей на отдельной стойке на сцене и сабвуфера, стоящего ниже уровня сцены.
Переключаемая задержка сигнала сабвуфера дает и дополнительный бонус – появляется возможность простой инсталляции так называемых сабвуферных массивов.
Как известно – сабвуферы имеют круговую диаграмму направленности. Уровень звуковогодавления в передней полуплоскости (в сторону зрителей) и в задней полуплоскости (на сцену) одинаковый. Для музыкантов на сцене сабвуферы создают дискомфорт из-за слишком высокого, мешающего уровня звукового давления. Кроме того, при озвучивании закрытых пространств (клубы, диско-бары и т.п.), часто возникают сложности с равномерным распределением низких частот из-за отражений звука от стен, расположенных сзади сцены.
Чтобы устранить эти проблемы, необходимо сформировать кардиоидную диаграмму направленности на низких частотах, а это возможно только за счет акустического взаимодействия двух или более сабвуферов, которые и составляют сабвуферный массив.
Существуют два метода построения сабвуферных массивов – это т.н. «градиентный массив» и массив «End-fire».
В обоих методах за счет акустического взаимодействия двух или более сабвуферов, подключенных между собой с соответствующей задержкой, можно получить кардиоидную диаграмму направленности на низких частотах.
Массив «End-fire» обеспечивает очень хорошее суммирование в переднем полупространстве, но частотнозависимое подавление излучения в заднем.
Массив «End-fire» АЧХ и диаграмма направленности
В отличии от массива «End-fire», градиентный массив обеспечивает отличное, частотнонезависимое подавление излучения в заднем полупространстве, но ухудшенное суммирование в переднем.
Градиентный массив АЧХ и диаграмма направленности
При построении сабвуферных массивов нужно иметь ввиду, что близко расположенные стены (менее 1 м от сабвуфера до стены) снижают эффективность подавления излучения в заднюю полуплоскость.
На ниже приведенных рисунках показано расположение сабвуферов друг относительно друга и положения переключателей полярности и задержки. Важное условие – оба сабвуфера должны работать от одного и того-же входного сигнала.
В случае стереосистемы на каждый из сабвуферов нужно подать сигналы обоих каналов. При этом они будут просуммированы внутри усилителей.
В массиве «End-fire» cателлит должен быть согласован по времени с вторым сабвуфером.
Переключатели полярности и задержки должны быть установлены в следующие положения:
– Sub 1 – POLARITY в положение NORM,
ALIGNMENT в положение 1M;
– Sub 2 – POLARITY в положение NORM,
ALIGNMENT в положение 0M.
В градиентном массиве cателлит должен быть согласован по времени с первым сабвуфером.
Переключатели полярности и задержки должны быть установлены в следующие положения:
– Sub 1 – POLARITY в положение NORM,
ALIGNMENT в положение 0M;
– Sub 2 – POLARITY в положение REV,
ALIGNMENT в положение 1M.
Аналогичным образом можно строить и 3-хэлементные сабвуферные массивы.
Похожие посты